Особое место занимает вопрос о философском статусе второго начала термодинамики.
Постулат Клаузиуса и концепция тепловой смерти вызвали большое количество возражений. Критическое отношение многих ведущих физиков того времени к закону сохранения энергии, дискуссия вокруг второго начала термодинамики вытекали из самого существа этих фундаментальных открытий, затрагивающих глубокие вопросы мировоззрения. Эпоху установления начал термодинамики сравнивали – и не без основания – с эпохой Галилея. Наука и тогда, и в эту эпоху вплотную подходила к вопросам, издавна считавшимися прерогативой религии: начало и конец мироздания, сотворение и уничтожение материи и движения. Закон сохранения энергии укреплял позиции материалистов и подрывал устои религиозного мировоззрения. С другой стороны, концепция тепловой смерти казалась благоприятной для церковного учения о «конце мира», о «последних временах», предшествующих вторичному приходу Христа. Все это способствовало возникновению острой философской дискуссии вокруг новых открытий в физике.
В сознании широкой публики второе начало термодинамики окружено странным магическим ореолом. Фландерс и Сванн написали о нем песню. Ч. П. Сноу читал о нем лекции.
Второе начало является ключевым элементом в великолепном здании науки о теплоте.
Физические законы – это фундаментальные законы природы, особенно те, основу которых составляют случайные события. К ним следует относиться серьезно.
|